Реклама в Интернете
Книги о смерти

АЛЕКСАНДР РОМАДАНОВ
"ОЖИВИ ПОКОЙНИКА"

ОГЛАВЛЕНИЕ


Оригинал этого эссе расположен в библиотеке "Хромого Ангела" Александр Ромаданов ноябрь 1997

    В доме на Лысой горе
    свет, свет, свет;
    пир во время чумы
    восставших из ада ведьм.
    Я танцую с ними всю ночь,
    а к утру выбираю одну,
    ту, у которой во лбу
    горит серебряный крест,
    и на нем один мертвец,
    одетый в клоунский фрак,
    давно забывший о том,
    что такое смерть,
    став огнем.
    Мне радостно знать,
    что он такой же, как я,
    и для нас
    смерти больше нет.

    "Крематорий"

Смерть для человека неизбежна, об этом знает каждый. Но что такое смерть?Человек не может судить о ней исходя из собственного опыта. В этом заключается своеобразный силлогизм: смерть реальна, но реальна она не для каждого отдельного человека, потому что находится за пределами его жизни, а для других людей, уход которых из жизни этот "отдельный человек" наблюдает. Получается, что смерть реальна для всех и ни для кого в отдельности.

Таким образом, человек воспринимает смерть не как реальное явление, а как сумму знаний и представлений, полученных им от других людей, через образование, культуру и религию. Более того, смерть никогда не была предметом серьезного научного исследования - изучались только ее причины и вызывающие ее факторы. Науке безразлично, как умирает человек - важно, от чего. В силу этого понятие смерти - мифическое понятие.

Человечество не стоит на месте: появляются новые знания, меняются условия жизни, культура, философские и религиозные воззрения. Вместе с этим изменяется представление людей о смерти. В этой статье я попытаюсь показать, какие метаморфозы претерпевал миф о смерти в разные периоды истории западной цивилизации.

    От первобытных времен до христианства

Жизнь человека в этот период была относительно короткой, уровень смертности - чрезвычайно высоким, особенно детской и материнской. Смерть была для человека обыденным явлением: дети умирали на руках родителей, родители - на глазах детей. Цена человеческой жизни была минимальной, и человек довольно легко расставался с ней, поскольку она не была для него чем-то особенным и исключительным. Концепция загробной жизни была недостаточно развита, но также и не была развита концепция "небытия", а посему смерть не пугала человека - она не ассоциировалась у него с уничтожением собственного "я" и пустотой. По мифическим представлениям того времени, умерший человек продолжал существовать, но в виде тени, погружался в "вечный сон" или переселялся в подземное царство. Погребение сопровождалось ритуальными обрядами, когда умирали власть предержащие. Простых людей закапывали в землю без особых церемоний.

Жизнь другого человека ценилась так же низко, как и своя собственная. Господствовал принцип "убей его, или он убьет тебя!" Из Ветхого Завета, например, известно, что при захвате городов уничтожались все жители, включая младенцев, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с оккупированным населением.

Отношение людей к смерти было настолько равнодушным, что властям приходилось культивировать страх к смерти публичными казнями. При этом смерть обязательно должна была быть мучительной в назидание другим, отсюда и пошли римские распятия.

    От распятия Христа до средних веков

Физическая кончина Христа как человеко-бога возвела смерть в ранг священного понятия. Цена человеческой жизни значительно выросла благодаря заповедям "не убий" и "возлюби своего ближнего". Погребение каждого верующего человека стало сопровождаться особыми религиозными ритуалами.

Вместе с тем, смерть продолжала оставаться явлением, с которым человек повсеместно сталкивался в своей жизни. С мистической точки зрения смерть стала чем-то исключительным, а с бытовой - человеку по-прежнему приходилось мириться с ней. "Бог дал - Бог взял" - фраза, которая довольно точно описывает отношение человека к смерти в этот период.

    Средние века

Усиление хозяйственной обособленности человека в этот период обусловило то, что он стал ощущать себя как личность, и смерть стала восприниматься не как смерть человека вообще, а как смерть конкретного человека, как личная смерть. Французский историк Филипп Ариес дал этому периоду восприятия смерти название "моя смерть". Он отмечает, что в средние века возник своеобразный жанр "Ars moriendi" - стали популярными пособия, в которых описывалось, как человеку следует себя вести при приближении смерти. Непременным атрибутом подготовки к "уходу в мир иной" стало завещание имущества. Большое распространение получили также индивидуальные надгробия с детализированными эпитафиями и разнообразные часовни. Родственники умершего стали стремиться к тому, чтобы его могила отличалась от других.

Представления о загробной жизни в средние века значительно детализировались - появились подробные описания рая и ада, вплоть до конкретных пыток, которым подвергаются грешники. Интересно и то, что загробной жизни стали приписываться бытовые подробности земной: кипящие котлы, раскаленные сковородки и т.п.

Таким образом, смерть приобрела черты индивидуального события ("каждый умирает в одиночку"), но в быту продолжала оставаться естественным явлением.

    От средних веков до начала двадцатого века

Благодаря распространению протестантства особое значение приобрели семейные ценности. Ариес называет XIX век периодом "смерти другого" - в восприятии смерти стало играть большую роль то, что она ведет к утрате любимого человека, а будущая смерть оставшихся в живых членов семьи в их представлении давала возможность воссоединиться с "усопшим".

Вместе с тем, смерть стала восприниматься не как обычное явление, а как наказание за грехи. Когда умирал безгрешный с точки зрения окружающих человек, говорили о несправедливости смерти ("смерть слепа").

Жизнь еще больше возросла в цене, люди стали бояться смерти, и публичные казни были прекращены за ненадобностью. Однако самым страшным преступлением считалось не убийство, а государственная измена.

    Первая половина двадцатого века

Время, отмеченное кровавой печатью массового истребления людей. Почти невероятная цифра: в двух мировых войнах, в революциях и репрессиях погибло около двухсот миллионов людей. Цифра за пределами разумного объяснения и осмысления.

Но все же рискну высказать мысль о том, что зловещую роль в этом сыграло распространение атеизма. Человек был фактически лишен надежды на загробную жизнь, поэтому конечной ценностью выступало его земное сиюминутное существование. Защитить свою жизнь любыми средствами - а "война все спишет"!

Для каждого конкретного человека жизнь стала бесценна, а смерть превратилась в абсолютное зло. Вместе с тем, у власти были совсем иные понятия: человек выступал "пушечным мясом", а смерть рассматривалась как средство избавления от неугодных людей и целых народов.

Итог этого периода - Нюренбергский процесс, который полностью перевернул представление людей об ответственности за жизнь и смерть. Впервые за военные преступления судили не только убийц, но и тех, кто на высоком уровне отдавал приказы убивать.

    Вторая половина двадцатого века

Условия жизни людей в западном мире значительно улучшились. Войны стали в глазах общественности уродливым явлением, а лишение человека жизни - самым страшным преступлением. Благодаря системе социального обеспечения, гарантиям прав человека и усилению правоохранительных органов у людей появилось чувство безопасности жизни.

То, что раньше угрожало жизни человека, взято под сторогий контороль: войны стали ограниченными, и основной их целью, как это ни иронично с точки зрения военной доктрины, стала не победа любой ценой, а "сохранение личного состава"; стихийные бедствия превратились в предсказуемые явления, что дает возможность эвакуации населения; большинство эпидемий искоренено.

Благодаря достижениям медицины и пропаганде правильного образа жизни и питания смертность резко сократилась, а продолжительность жизни значительно увеличилась. В США в начале этого века смертность составляла 17/1000, а в 90-х годах - 8/1000. И еще интересная цифра, дающая пищу для размышления: 10 процентов американцев, которым больше 65 лет, имеют живых родителей.

Смерть перестала быть для человека бытовым явлением: подавляющее большиство людей западного мира не видело смерти. Основная масса людей теперь умирает не среди членов семьи, как раньше, а на больничной койке или операционном столе, и родственники не являются свидетелями смерти, - они видят только "приведенный в порядок" труп. Современный западный человек может судить о смерти только по ее результату. Это приводит к тому, что человек не задумывается о собственной смерти - при всем своем желании ему трудно ассоциировать себя с чужим бездыханным неподвижным телом. В конце концов, мертвое тело - это мертвое тело, его можно оплакивать, но невозможно сострадать ему, как умирающему человеку.

Если человек и задумывается о своей естественной смерти, то как об отстраненной умозрительной категории, не имеющей к нему непосредственного отношения, потому что у него теперь всегда есть надежда на спасение: любое заболевание с разной степенью успеха поддается современным методам лечения. Теоретически - даже СПИД. Практически шансы излечения от СПИДа бесконечно малы, но даже если эти шансы равны одной стотысячной, у человека всегда остается надежда на то, что он станет одним из ста тысяч.

Само понятие смерти стало расплывчатым - для ее определения уже мало формулировки "смерть мозга" (прекращение функционирования коры головного мозга), она была расширена до "смерти всего мозга" (прекращение функционирования коры и ствола головного мозга). Многие тысячи людей месяцами и в отдельных случаях годами находятся в состоянии комы под наблюдением врачей: только в США на каждый момент времени насчитывается более 10 тысяч (!) пациентов в коматозном или вегетативном состоянии. Но и это, казалось бы, окончательное определение смерти в настоящее время оспаривается.

Реанимация дала людям не только надежду на спасение в ситуациях, которые раньше считались безвыходными, - она подарила миру свидетельства очевидцев, побывавших на грани смерти и вернувшихся к жизни. Основной мотив этих свидетельств таков: отделение умершего человека от своего тела, его полет по темному тоннелю навстречу лучезарному свету, встреча с умершими родственниками в ином мире, разговор с высшим существом о прожитой человеком жизни и возвращение на землю по требованию высшего существа. Как видно, в этих свидетельствах речь идет уже не о бессмертии души как безличностной субстанции - речь идет о сохранении человека как индивида, о переходе его сознания из тела в другую форму, которая преемственно ассоциируется именно с этим человеком.

Таким образом, современный человек воспринимает смерть не как погружение в небытие, а как некую трансмутацию - переход из телесной оболочки в другую. Ирония заключается в том, что это восприятие в большинстве случаев срабатывает у человека на подсознательном уровне. То есть он может отрицать такое восприятие смерти или вовсе не задумываться над этим, но, как показывают наблюдения, значительная часть людей ведет себя именно как бессмертное существо.

К примеру, в настоящее время стали популярны экстремальные виды спорта, связанные с риском для жизни: человек следит за своим телом, соблюдает диету, не употребляет алкоголь и не отравляет организм никотином - и все это за тем, чтобы в один прекрасный день разбиться, прыгнув со скалы с парашютом или неудачно спустившись на велосипеде с крутой горы... Где же логика? А логики никакой здесь нет, если учесть, что представления о смерти не обязательно осмысливаются человеком, но, коренясь в его подсознании, диктуют определенную модель поведения.

В пояснение своего утверждения приведу аллегорию: гусеница заранее не знает о том, что ей предстоит стать бабочкой, но когда приходит время, она начинает вить кокон - и самое интересное заключается в том, что этот кокон ей не нужен ни для чего другого, как стать бабочкой, хотя она об этом и не знает.

    Что век грядущий нам сулит?

Для основательных прогнозов пока мало материала, но если умозрительно экспонировать существующие тенденции на наступающее столетие, можно предположить, что в XXI веке миф смерти будет окончательно развенчан, и люди будут жить, сознавая свое бессмертие и вполне отдавая себе в этом отчет. Безусловно, осознание отсутствия смерти полностью перевернет представление человека о жизни. Но как - кто знает...



 
 

Библиотека Смерти в Интернете.

Назад На главную Далее thinbarf.GIF
bline11.GIF (141 bytes) bline51.GIF (194 bytes)

© 1997-2006 Андрей Травин.
Текст: © Александр Ромаданов 1997.