Реклама в Интернете
Книги о смерти

ЕСТЬ ЛИ «ВНЕТЕЛЕСНЫЙ ОПЫТ» (ДО ИЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ) И «ИНОЙ МИР», ГДЕ ОБИТАЮТ ДУШИ?



Мнение критика о "внетелесных" опытах категорично: "Это просто невозможно". В подкрепление этого утверждения он не приводит никакого свидетельства, кроме своего мнения, что все многочисленные православные тексты, где рассматриваются эти вопросы - это аллегории и "нравоучительные басни". Согласно ему. Небо, рай и ад - не "места", а только "состояния"; "душа не может действовать сама по себе, а только посредством тела", и поэтому не только не может быть ни в каком "месте" после смерти, но ВООБЩЕ не может действовать; "предполагать, что за пределами упокоения находится эта сложная сфера - откровенное безумие.


Но возможно ли, действительно, чтобы душа сама по себе была ни чем иным, как "духовной сущностью" и "покоем" и не имела какого-то "внешнего" аспекта, не имела бы "места", где ей действовать? Для православного христианина это, конечно, радикальное учение, и, если оно верно, то несомненно потребовалось бы (как уже намекает критик) радикальное перетолкование и даже пересмотр святоотеческих и агиографических текстов, описывающих деятельность души в явно "внешних" формах - как знающую, видящую, общающуюся и т. д.


Одно дело говорить (как неизменно говорят православные авторитеты, рассматривавшие эти вопросы), что не следует слишком буквально, приземленно читать православные тексты о загробном мире и загробной жизни, потому что эта реальность сильно отличается во многих очевидных отношениях от реальности земной; но совсем другое дело "отмахиваться" от этих текстов и отрицать, что они ВООБЩЕ относятся к чему-то внешнему, а не являются просто "аллегориями" и "баснями". Православная литература по этому вопросу дает довольно деловые описания, изображающие дело так, как оно виделось человеку, имевшему такой опыт, а Православная Церковь и верные всегда принимали эти описания как верно отражающие реальность, даже если при этом и делалась оговорка об особой, потусторонней природе этой реальности.


Не будет, возможно, преувеличением сказать, что ни один православный писатель не был столь ДОГМАТИЧЕН в описании этой потусторонней реальности, как настоящий критик во всецелом ее отрицании. Это не есть область для категоричных утверждений. Апостол Павел, описывая в самых общих словах свои духовные опыты, с осторожностью говорил: "В теле ли - не знаю, вне тела ли - не знаю: Бог знает" (2 Кор. 12,2). Св. Иоанн Златоуст в своем толковании этого отрывка проявляет такую же осторожность, говоря: "Ум ли только и душа были восхищены, а тело оставалось мертвым? Или и тело было восхищено? Этого нельзя определить. Если не знает сам Павел, который был восхищен и удостоился столь многих и столь неизреченных откровений, то тем более не знаем мы... А если кто скажет: как возможно быть восхищену без тела? То и я спрошу: как возможно быть восхищену с телом? Последнее даже труднее первого, если рассуждать по разуму, а не покориться вере" (Беседа 26, 1 на Кор., том 10, 1, СПб. 1904, стр. 690).


Подобным же образом св. Андрей Христа ради юродивый, описывая свое состояние после своего опыта Неба, говорит: "Я видел там себя как бы без плоти, потому что я не чувствовал плоти... По-видимому, я был в теле, но не чувствовал тягости телесной; не чувствовал никакой телесной потребности в течение всех двух недель, которое продолжалось восхищение. Это приводит меня к мысли, что я был без тела. Не знаю как сказать достоверно: ведает это сердцевед Бог".


И вот все эти авторитеты Православия - апостол, великий Отец Церкви, святой самой возвышенной жизни - считают по крайней мере возможным говорить об опыте Неба, как происходящем "вне тела", и из их слов, несомненно, ясно, что такие опыты, будь они "в теле" или "вне тела", имеют в себе нечто телесное и внешнее - а иначе вообще не было бы необходимости говорить о "теле" в связи с ними. В этой книге мы попытались описать такие опыты как можно проще языком самих православных источников, не пытаясь дать точного определения этого состояния. В своем толковании на слова апостола Павла (2 Кор. 12, 2) епископ Феофан Затворник так говорит по этому вопросу, что лучше, вероятно, и сказать нельзя "Внутри и вглуби зримого мира сокрыт мир иной, столь же действительный, как и первый; духовный ли он, утонченно материальный, ведает Бог, но то несомненно, что обитают-в нем Ангелы и святые... Он (апостол Павел) не возвещает, в теле ли, вне тела ли (2 Кор. 12, 2) был он восхищен, а говорит: Бог знает (2 Кор. 12, 2). Значит для нас нет необходимости в таковом знании... В точных подробностях никакой не может быть нужды, и не следует ждать, чтобы, когда умолкает сам апостол Павел, сказано было нечто до конца явное..." (епископ Феофан "Толкование на Второе послание к Коринфянам," Москва. 1894, стр. 401-403).


Возможно, любому православному, читающему в житиях святых об "ином мире", в какой-то мере ясно, что природу этого мира и этих опытов точно определить нельзя; то, как они описаны в этих источниках, есть самый подходящий и точный способ, каким МОЖНО их выразить на языке современного мира. Попытка отделаться от этих опытов, объявив их "аллегориями" и "баснями", и с уверенностью утверждать, что они НЕ МОГУТ происходить так, как описаны, не имеют оправдания в православном учении и предании.



 
 

Библиотека Смерти в Интернете.

Назад На главную Далее thinbarf.GIF
bline11.GIF (141 bytes) bline51.GIF (194 bytes)

© 1997-2006 Андрей Травин.