Реклама в Интернете
Книги о смерти

ТИБЕТСКАЯ «КНИГА МЕРТВЫХ»



Тибетская "Книга мертвых" - это буддистская книга VIII века, которая, возможно, содержит добуддистское предание куда более раннего времени. Ее тибетское название "Освобождение путем слышания на посмертной плоскости", а ее английский издатель описывает ее как "мистическое наставление для руководства в потустороннем мире многих иллюзий и сфер". Ее читают у тела усопшего для пользы его души, потому что, как говорит сам текст, "в момент смерти происходят различные обманчивые иллюзии". Это, как замечает издатель, "не видения реальности, но и не что иное, как... (собственные) интеллектуальные импульсы, которые приняли персонифицированную форму". На последующих стадиях 19-дневных "посмертных" испытаний, описанных в книге, имеются видения как "мирных", так и "злобных" божеств, все из которых, согласно буддийскому учению, рассматриваются как иллюзорные. (Ниже при рассмотрении природы этой сферы мы обсудим, почему эти видения, действительно, большей частью иллюзорны). Конец всего этого процесса - окончательное падение души и "перевоплощение" (также будет рассмотрено ниже), рассматриваемое буддийским учением как зло, которого можно избежать с помощью буддийской подготовки. К. Юнг в своем Психологическом комментарии к книге находит, что эти видения очень похожи на описания загробного мира в спиритической литературе современного Запада-и те, и другие оставляют неприятное впечатление из-за крайней пустоты и банальности сообщений из "мира духов",


Между тибетской "Книгой мертвых" и современными опытами в двух отношениях имеется удивительное сходство, что и объясняет интерес к ней д-ра Муди и других исследователей. Первое, описанные там впечатления от нахождения "вне тела" в первые моменты смерти, в сущности, то же, что и в современных случаях (а также в православной литературе): душа умершего является как "сияющее иллюзорное тело", которое видимо другим существам той же породы, но не людям во плоти; поначалу она не знает, жива ли или мертва; она видит людей вокруг тела, слышит стенания скорбящих и имеет все способности чувственного восприятия; движения ее ничем не стеснены и она может проходить через твердые тела. Второе, "в момент смерти видим первичный свет", который немало исследователей отождествляет со "светящимся существом", описываемом в настоящее время.


Нет оснований сомневаться, что описываемое в тибетской "Книге мертвых" основано на "внетелесном" опыте; но ниже мы увидим, что настоящее посмертное состояние является только одним из этих случаев, и мы должны предупредить, что нельзя принимать любой "внетелесный" опыт как откровение о том, что действительно происходит после смерти. Опыт западных медиумов также может быть подлинным, но они, несомненно, не передают настоящих сообщений об умерших, как они это утверждают.


Есть некоторое сходство между тибетской "Книгой мертвых" и куда более древней египетской "Книгой мертвых". Последняя описывает, как после смерти душа проходит многие изменения и встречается со многими "богами". Однако живая традиция толкования этой книги отсутствует, а без этого современный читатель может лишь догадываться о значении некоторых из этих символов. Согласно этой книге, умерший поочередно принимает вид ласточки, золотого сокола, змеи с человеческими ногами, крокодила, цапли, цветка лотоса и т-д. и встречается с разными "богами" и потусторонними существами ("четыре священные обезьяны", богиня-бегемот, разные боги с головами собак, шакалов, обезьян, птиц и т.д.).


Описываемый в этой книге изощренный и путаный опыт "загробного" царства резко отличается от ясности и простоты христианского опыта. Хотя эта книга, возможно, тоже основывается на подлинном опыте выхода из тела, она подобно тибетской "Книге мертвых" полна иллюзорных видений и, несомненно, не может быть использована как действительное описание состояния души после смерти.



 
 

Библиотека Смерти в Интернете.

Назад На главную Далее thinbarf.GIF
bline11.GIF (141 bytes) bline51.GIF (194 bytes)

© 1997-2006 Андрей Травин.