Реклама в Интернете
Книги о смерти

ГОСТЕЛЕРАДИО СССР ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ



Федор уже вставил ключ в замочную скважину входной двери, когда вспомнил, что не зашел по дороге домой в булочную. По инерции он повернул ключ на один оборот и замер, прикидывая, как ему лучше поступить: вернуться к метро и купить свежего хлеба или обойтись черствым, лишний раз не утруждая уставших от стояния в метро ног. После непродолжительной внутренней борьбы лень пересилила голод.


Поужинав продуктами, которые ему заботливо оставили перед отъездом в подмосковный пансионат родители, Федор бросил грязную посуду в раковину, залил ее горячей водой из-под крана и отправился с кухни в гостиную, одновременно служившую спальней для отца с матерью, смотреть телевизор. Он включил цветной "Рубин" и принялся было искать на журнальном столике "Комсомольскую правду" с телепрограммой, но тут его слух привлек грохот музыки в стиле "хэви-рок"; он обернулся и увидел на экране быстро сменяющие одна другую картинки: перед ним возникали и тут же исчезали, как во взбесившемся калейдоскопе, зеркальные глыбы небоскребов с карабкающимися по ним гигантскими скорпионами, гарцующие на вороных жеребцах полуобнаженные девицы, малиново-зелоночубые панки с огромными булавками в ушах, танцующие скелеты в белых фраках, шикарные лимузины, с выгнутых крыльев которых стекают на дорогу неоновые огни ночных улиц, и еще много такого, что сразу и не разберешь... в общем, фрагменты "их", "чуждой советскому человеку" жизни. Не отрываясь от экрана, Федор наощупь отыскал программу и скосил в нее один глаз: там значилась передача "Лица друзей". "Вот это друзья! Вот это лица!" - удивленно восхитился он (обычно в этой передаче дальше нравоучительных документальных фильмов дело не шло). Поразило его также и то, что изображение, страдавшее до этого блеклостью и временами немного раздваивавшееся, теперь отличалось цветовой насыщенностью и высокой четкостью, а звук был необычайно мощным и в то же время чистым.


Как только видеоклип закончился, на экране появился ведущий передачи, которого по внешнему виду - серый в тонкую полоску костюм, белая рубашка, однотонный галстук и холеное лицо - можно было бы принять за политического обозревателя из 9-й студии, если бы его не украшала черная бородка (усы - еще куда ни шло, но "боец политического фронта" с бородой - это уж извините!). "Ну как, что скажете?" - по-свойски поинтересовался он бархатным голосом, доверительно при этом улыбаясь. - "Нештяк! - выпалил довольный Федор. - Почаще бы такое, а то как ни врубишь - одни симфонии (и задушевные беседы на тему "Зачем ЦРУ распускает слухи о том, что в СССР есть диссидентыы", - это уже про себя... так, на всякий случай)". - "Если у вас есть любимая песня, - сказал бородач, ни капли не похожий на Анатолия Алексинаа, бессменного ведущего "Лиц друзей" популярного детского писателя, - а я не сомневаюсь в этом, то мы всегда с большой радостью передадим ее для вас". - "Даешь "Абракадабру"!" - выкрикнул Федор в экран название своего любимого шлягера. - "Ну а сейчас... - широко улыбнулся ведущий, выдерживая эффектную паузу, - в исполнении Стива Миллера... (Федор напрягся, как перед забегом из низкого старта) "А... (Федор подался вперед, к экрану) ...брра-када-брра!!!"


Федор выпрыгнул из кресла, не зная, верить ли собственным ушам, а тем временем на экране - на советском экране! - появился сам Миллер ("Совпадение, просто совпадение", - успокаивал себя Федор) в черном атласном цилиндре, черном факирском плаще на красной шелковой подкладке и черном фраке, а также в белых перчатках и с белой тростью в руке. Не верить собственным ушам теперь было невозможно: не во сне, а наяву с экрана - с советского экрана! - звучала хорошо знакомая Федору мелодия "Абракадабры"! "Вот это номер! Что же это за передача такая!? Вот это номер!" - Федор схватил со стола газету с программой и удостоверился в том, что в ней черным по белому пропечатаны "Лица друзей"... но число! Число над колонкой с программой на пятницу стояло шестое. "А сегодня-то 13-е! - вспомнил Федор. - Что же это за передача такая?!"


Миллер на экране вовсю чудодействовал: по взмаху трости, служившей ему волшебной палочкой, появлялись из ниоткуда и исчезали в никуда причудливые, ни на что не похожие твари, а под занавес он положил на стеклянный столик свой черный цилиндр, пропел "эбра, эбра, эбракадэбра", приподнял цилиндр, и из-под него прыснула в разные стороны стайка белых мышей (в общем-то, ничего особенного).


Песня кончилась, Стив Миллер исчез, а на его месте появился все тот же чернобородый ведущий. Федор не сомневался: "Теперь наверняка что-нибудь патриотическое, типа "У деревни Крюково", для разбавки объявит", - но ведущий, казалось, не спешил продолжать передачу; наступила продолжительная пауза, на протяжении которой ведущий с улыбкой, становившейся все более натянутой, напряженно смотрел на Федора с экрана, как это иногда случается, когда диктор отбарабанит весь подложенный ему текст, а его, что называется "по техническим причинам", упорно не отключают. В комнате стало так тихо, что можно было услышать потрескивание наэлектризованной пыли на поверхности электронно-лучевой трубки телевизора. Федор слышал как-то в курилке от конструктора из соседнего отдела, у которого жена принимала участие в передаче "А ну-ка, девушки!", что телевизионщикам за такие недочеты здорово влетает от вышестоящего останкинского начальства.
- Теперь премии лишат годовой, - сказал он вслух, чтобы как-то заполнить становившуюся тягостной паузу.
- Ничего, с голода не помрем, - охотно отозвался ведущий, благодарно кивая пришедшему на помощь телезрителю.
Федор оцепенел. Секунду он тупо смотрел на экран, не в силах пошевелиться, а в следующее мгновение его как катапультой выбросило из кресла - одним кенгуриным прыжком он подлетел к телевизору и щелкнул тумблером выключателя. Обычно вслед за этим раздавался едва уловимый писк, и голубой экран становился непроницаемо-серым, но на сей раз ничего подобного не произошло. Тогда Федор трясущейся рукой схватился за переключатель каналов и резко крутанул его, чуть было не вывернув себе кисть... По всем каналам, сколько ни щелкай переключателем, было одно и то же: бородатый ведущий с приклеенной к лицу улыбкой.


- Передача транслируется по всем каналам Центрального телевидения, - бодро объявил "ведущий".
Федор ощутил мелкую дрожь в коленях и медленно, осторожно сел на пол. Однако ему тут же пришлось запрыгнуть обратно в кресло вместе с ногами: в сантиметре от его спины прошмыгнула под тумбу с телевизором шустрая белая мышка, точь-в-точь как те, что несколько минут назад выскочили из-под цилиндра Миллера.


- Я прошу прощения за столь резкий поворот событий, - скорчил виноватую гримасу "ведущий", - да вы садитесь, садитесь, усаживайтесь поудобнее! - замахал он на Федора длинными, как у дирижера, руками, которые, казалось, вот-вот вылезут из ящика телевизора.
- Я и так сижу, - буркнул Федор, опуская ноги на пол, - а вы кто такой?
- Как бы это сказать... в общем, с Того Света я. Мы проводим небольшой эксперимент с новым телемостом - вот на вас и вышли.
- Почему вдруг на меня?
- Случайность, чистая случайность! У нас ведь как: затеем что-нибудь этакое, понимаете ли, суперграндиозное, уйму человеко-дней и энергии затратим, а что из этого выйдет, ни один академик наперед сказать не может... эксперимент, одним словом. Но как бы то ни было, я рад, что мы встретились со столь обаятельным молодым человеком, установили с вами контакт: в последнее время проблема молодого пополнения стоит у нас особенно остро. Медицина делает успехи, в раннем возрасте и до 30 лет мало уже кто умирает своей смертью, естественным, так сказать, путем, - бесстрастно констатировал псевдоведущий.
- Я, между прочим, в ближайшие 50 лет умирать не собираюсь, так что вы ошиблись адресом. На здоровье не жалуюсь...
- Вот и чудьненько! - перебил настырный бородач. - Здоровые люди нам тем более нужны. Телесных заболеваний у нас, правда, вовсе не случается, но вот по части душевных пока - увы! А тут в здоровом теле - здоровый дух! Так что милости просим, визу хоть сейчас оформить можно.
- Мне и здесь хорошо, - сурово возразил Федор.
- А может, у нас вам больше понравится, не зря ведь народ песню "Лучше нету того цвету, когда яблоня цветет..." на свой лад переиначил, слышали, наверное: "Лучше нету Того Свету..."? Да что говорить - сиди и смотри!
Бородатый субъект исчез, а вместо него нарисовался необъятных размеров город, уходящий своими границами за горизонт. Под электронные аккорды потусторонней музыки с высоты нескольких сот метров открывалась красочная панорама непроходимых железобетонных джунглей: отливающие матовым светом ажурные конструкции вырастали одна из другой, причудливо переплетались, расходились, рассекаемые широкими полотнами автострад, и вновь, уже на другом уровне, сходились под острым углом, образуя горящие сочными неоновыми огнями карточные домики со стеклянными гранями. В нескольких местах небесную твердь пронзали трехгранные иглы высотой в километр с лишним, по которым снизу вверх и обратно бегали колющие глаз белые искры. Но удивительнее всего было, пожалуй, небо: светло-фиолетовое в зените и голубое в остальной части своего купола, ближе к краям оно все более приобретало оранжевый оттенок, а у самой кромки горизонта окрашивалось в непроницаемо густой красный цвет, время от времени рассекаемый корявыми ветвями зеленых молний. Несколько раз экран будто застилало крахмальной простыней - это попадала в объектив телекамеры ослепительной яркости бесцветная звезда, единственная на всем акварельном небосклоне.
Когда это минутное, можно даже сказать, мимолетное, видение исчезло, на экране появился все тот же незваный телегость, который уже, кажется, чувствовал себя увереннее хозяина. Не дав Федору опомниться, он затараторил скороговоркой экскурсовода: - Вы только что увидели лишь ничтожную частицу нашего бесконечно разнообразного мира. К сожалению, время трансляции ограничено, поэтому мы вынуждены остановиться на этой короткой телезарисовке, но и по ней, я думаю, вы смогли составить представление о Великом Царстве Тьмы. Со всем основанием можно утверждать, что бытующее среди людей представление об Аде как о месте страдания грешных душ есть не более чем предрассудок. Ад сегодня - это потустороннее воплощение самых передовых идей человечества; это - общество, в котором человек освобожден от некогда порабощавших его категорических императивов; это - рог изобилия, одинаково щедрый для всех и каждого, от Князя Тьмы до последнего грешника. Кстати... кстати! - нездешний пропагандист поднял вверх острых указательный палец. - Так вот, кстати о грешниках: канули в Лету те темные времена, когда их варили в кипящей смоле и поджаривали на сковородах - в наши дни как черти, так и грешники пользуются равными правами и свободами. Это и неудивительно, если принять во внимание то, что прогресс Того Света - не более чем отражение общественного развития Этого. У нас в Аду нет и не может быть ничего, что не было бы осознано человеком или рождено его пытливым умом на Земле. Мы живем в отраженном свете материальной субстанции.
- Выходит, вы - материалисты и атеисты? - усмехнулся Федор, всматриваясь в мерцающие розовато-зеленоватым светом глаза собеседника.
- Мне понятна ваша ирония, - снисходительно кивнул головой представитель загробного мира, - но дело обстоит несколько иначе: атеисты не верят в Него, исходя из той посылки, что Его не существует, но ведь, согласитесь, это априори лишено всякого смысла - не верить во что-то, когда знаешь, что этого "что-то" не существует в природе. Достаточно знать, что этого нет, зачем же еще и не верить?! Также абсурдно - верить в нечто такое, о чем знаешь как о непреложно существующем... Что вы мне ответите, если я вас спрошу: вы верите в свою кровать или хотя бы... в унитаз? Логичнее всего, поэтому, не верить во что-то, когда знаешь, что это "что-то" существует, или же, наоборот, верить, когда знаешь, что этого нет. Я вас ненароком не запутал? Так вот, поскольку мы, обитатели Того Света, не просто знаем, что Он есть, но и являемся непосредственным подтверждением Его существования, нам остается одно: упрямо не верить!
- Он - это Бог? стараясь выглядеть как можно более наивным, спросил Федор.
- Зачем же так конкретно! - изображение пришельца несколько померкло.
- Ладно, ладно, - милостиво согласился осмелевший Федор, - что еще расскажете?
- Я многое еще мог бы рассказать, но, к сожалению, наша передача подходит к концу. Итак, мне нужно ваше решение: да или нет? Нет, я не из Лэнгли.
- Почем я знаю, - нахмурился Федор, уязвленный тем, что некто из телевизора читает его мысли, - при нынешнем уровне развития техники ничего не стоит подключиться, например, к телеантенне на крыше дома, а потом склонять к сотрудничеству. Предателем Родины я не буду!


- Чем же мне доказать свою непричастность к ЦРУ или к Мосад летафкидим меюхадим? Может, чудо сотворить?
- Да хоть бы и чудо! - вскричал распалившийся Федор. - Я вот, к примеру, летать хочу. А?
- Могу одолжить денег...
- Подкупаешь!
- ... на билет на самолет, - рассмеялся бородач.
- Издеваешься!!
- Ни в коем разе! На самолете летать гораздо удобнее, чем без него, верьте слову. Но раз уж нужны доказательства, они будут.


Эмиссар Ада глянул на наручные часы, пожелал приятного полета и испарился с поверхности экрана. Тут же с середины песни заиграла рок-группа "Мэднесс", и одна за другой на темном фоне стали появляться и выстраиваться в строчки мелкие зеленые буквы. Федор придвинулся вместе с креслом поближе к телевизору и прочитал:


ИНСТРУКЦИЯ


по квазиполету левитационному

    КВАЗИПОЛЕТ левитационный начинается в 00 ч. 00 м. по местному времени и заключается в том, что летающий фиксируется намертво в определенной точке пространства, при этом за счет вращения Земли достигается летальный эффект, а также эффект вечной ночи для летающего. В полете возможно спускаться на Землю, для этого необходимо принять вертикальное положение. Время пребывания на Земле не должно превышать во время остановки продолжительности остатка ночи, т.к. настоятельно рекомендуется вернуться в исходную точку до восхода Солнца. Для возобновления полета поднимайте руки вверх. Безопасность полета гарантируется на 90 процентов.


Примечание


В зимнее время одевайтесь в шубу и шапку.


ЖЕЛАЕТСЯ ПРИЯТНОГО ПОЛЕТА


"Тоже мне, специалисты, - усмехнулся про себя Федор, прочитав инструкцию, - русского языка не знают: "одевайтесь в шубу и шапку!"
Между тем, инструкцию сменила обычная надпись "Не забудьте выключить телевизор", и телевизор принялся издавать неприятные для уха резкие отрывистые сигналы. "Сколько же можно его выключать! - разозлился Федор. - Если эти чертовы позывные сами не прекратятся, придется разбить телевизор". Но тут его осенило: он просто-напросто выдернул вилку из розетки. Экран тотчас погас, а занудные сигналы смолкли.


* * *


Тишина. Полная тишина. "Не может быть, чтобы была совершенная тишина, ведь хоть что-то должно происходить вокруг", - Федору стало немного не по себе от такого безмолвия. Он прислушался и услышал, как гремит за окном проводами троллейбус, на лестничной площадке раздвигаются двери лифта, звенят ключи, за стенкой дергают шнур выключателя, по потолку, точнее по его обратной стороне, едет игрушечный самосвал с пластмассовыми колесами ("Что же они ребенка спать-то не отправляют?!"), непонятно где кто-то редко, но громко икает... Все эти обыденные звуки помогли Федору прийти в себя, напомнив, что он находится в обычном реальном мире, а не на мифическом том свете. Кроме того, оглянувшись вокруг себя, он не без удовлетворения отметил, что все вещи и предметы стоят и лежат на своих местах, ничего странного или подозрительного не происходит, и даже нет ни малейшего намека на что-то такое из ряда вон... На сердце у Федора полегчало, и он решил позвонить Горячину. Трубку долго не брали, и только после четвертого гудка послышался голос горячинской жены:
- Да.
- Володю можно к телефону, - попросил Федор и, спохватившись, прибавил скороговоркой, - добр-вечр.
- Его нет дома, - сухо ответила Горячина, никак не отреагировав на приветствие.


- Так он здоров?
- В больнице.
- Что-нибудь серьезное?
- Нет, ничего... аппендицит.
- Понятно. До свидания.


Федор положил трубку и тут же подумал, что надо было бы спросить адрес больницы: если и не сам, то кто-нибудь еще с работы мог бы проведать. "Ну да ладно, - успокоил он себя, - завтра еще раз позвоню и разузнаю". Известие о том, что его товарищ по работе попал в больницу, несколько озадачило Федора, и не из-за того вовсе, что он переживал за Горячина, а по той причине, что узнал об этом именно в тот момент, когда совсем уж было уверился в ничеговокругнепроисходящности.


Конечно, в том, что человек с воспалившейся слепой кишкой доставлен в больницу для проведения операции по удалению раздувшегося от мусора аппендикса, нет ничего необычного, но все же это какой-никакой, а случай, нечто такое, что с тобой или твоими друзьями происходит не каждый день, хотя если взять в общем и целом, то таких "происшествий" в одной только Москве случается раз по сто на день. Так что если эта новость и не повергла Федора в замешательство, то он воспринял ее как некий намек на что-то более худшее, имеющее и к нему, Федору Бурщилову, отношение.


"Не слышны в саду даже шорохи-и..." - донеслись из-за стены позывные "Маяка". Федор бросил взгляд на будильник: ровно II вечера. "Интересно, по телеку что-нибудь идет еще?" - подумал он, но сейчас же вспомнил о своем недавнем телевидении и твердо решил не включать телевизор до следующего вечера, а то мало ли что...


Дабы отогнать от себя это неприятное воспоминание, Федор достал с книжной полки "Двенадцать стульев", свою любимую книгу, при помощи которой он обычно легко отвлекался от угрюмой действительности. Вот и на сей раз, лишь прочитав: "В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что...", - Федор выпал из предписанных ему пространственно-временных координат и перенесся в другое измерение - в измерение гробовых дел мастера Безенчука, Ипполита Матвеевича Воробьянинова и других обитателей города N.


Но вот четыре главы позади, завязка уже есть, и все готово к появлению "великого комбинатора"... Но каково же было удивление Федора, когда после слов "в половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми..." в его воображении нарисовался чернобородый тип с глазами цвета свежесколотого антрацита, одетый не в "зеленый в талию", как положено по книге, а в строгий серый костюм. В этом человеке Федор без труда опознал афериста, сулившего ему райскую жизнь в аду. "Тьфу-ты, черт!" - Федор плотно захлопнул книгу.


Его мысли все еще продолжали по инерции вращаться вокруг Ипполита Матвеевича, отца Федора и представшего в неожиданном виде сына турецкоподданного, как вдруг над самым его ухом разразился пронзительный звонок.



 
 

Библиотека Смерти в Интернете.

Назад На главную Далее thinbarf.GIF
bline11.GIF (141 bytes) bline51.GIF (194 bytes)

© 1997-2006 Андрей Травин.
Текст: © Александр Ромаданов 1997.